Валерий Легчанов: "После установок Лисенчука ты становился сильнее бразильца" (часть 2)

Аватар 1Football.info 1Football.info
2188
1 голос
Валерий Легчанов: "После установок Лисенчука ты становился сильнее бразильца" (часть 2)
Валерий Легчанов. Эта и другие фото - Фото Action Images, Gábor Baricsa, НФК Ураган
Вашему вниманию - вторая часть эксклюзивного интервью легенды львовской Энергии.

Первая часть интервью. Валерий Легчанов: "Кобзарь часто говорил: "Чемпионат Украины - это болото" (часть 1)

 

"ПОЕДИНОК НА ГОВЕРЛЕ ВЫШЕЛ СКОРОТЕЧНЫМ - МЯЧ ПОСТОЯННО УЛЕТАЛ"

 
- Как в 2010-м футзалисты отнеслись к идее руководства о реформации Энергии? Вроде бы и результат был (команда постоянно находилась в призерах), а тут основную часть собираются разогнать и оставить одних молодых...
 
- В Энергии очень многое решает почетный президент. Что ему близко на данный момент, то он и требует от команды. Возможно, то решение больше основывалось на эмоциях, так как буквально через полгода он опять собрал боевой коллектив. А тогда в одном из ключевых матчей мы проиграли Урагану. Все знают о наших отношениях с иванофранковцами: в жизни мы - друзья, но как только дело доходит до игры - идет большая заруба. И мы капитулировали, упустив возможность догнать идущий вторым Тайм (он опережал нас на три очка)... Думаю, добудь мы победу и догони конкурентов, все сложилось бы иначе. 
 
Но все, что ни делается, - к лучшему. В том сезоне пятеро "энергетиков", перешедших в Тайм, стали чемпионами Украины! Думаю, руководство Энергии все-таки за нас порадовалось (их представители тогда и на праздничный банкет пришли). Да и вообще, Тайм и Энергия очень дружили.
 
- О надобности искать новый клуб узнали сразу после поражения от Урагана?
 
- Да, буквально после матча. И времени на решение было мало. Нам предлагали два варианта: либо остаться в Энергии и доигрывать сезон без задач и с урезанной зарплатой, либо искать другие варианты. В результате мы провели переговоры в течение нескольких дней, а в один из них сидели в офисе до позднего вечера, согласовывая разные условия перехода.
 
- Тайм уже поджидал?
 
- Не сказал бы. Но я согласился без проблем, все-таки клуб с именем и не надо было переезжать.
 
- Кроме Тайма кто-то звал к себе?
 
- По-моему, еще имелись предложения от Урагана и киевской Планеты-Мост. Варианты были хороши как по финансам, так и по перспективе роста, однако я выбрал Тайм. Сыграло то, что в команду Гончаренко нас переходило сразу несколько человек, да и Юрий Иванович (Кобзарь. - прим. авт.) советовал Тайм.
 
- От добра добра не ищут, верно?
 
- Мы не испытывали никаких трудностей в новой команде. Адаптация минимальная, да и Станислав Александрович не нарушал нашу "энергиевскую" четверку.
 
- Многие сказали бы, что главной мотивацией перехода в Тайм была именно возможность выступать под руководством Станислава Гончаренко...
 
- Само собой, всегда хочется поработать с таким тренером! Однако, честно говоря, еще больше подхлестывало желание стать чемпионом. Тайм тогда имел прекрасные шансы на "золото", но по ходу сезона у команды из-за травм игроков возникли проблемы с составом. А тут появились мы, игроки из Энергии. В общем, переезд в Тайм себя полностью оправдал.
 
- Чувствовалось, что Гончаренко ранее работал в большом футболе?
 
- Конечно. Чувствовались еще те, советские методики поддержания дисциплины не только на поле и в раздевалке, но и в жизни. Но это было полезно, и методы Гончаренко помогли футзалистам обрести так называемый стержень, который делает тебя гораздо крепче.
 
- Какая главная концепция лежала в основе работы Гончаренко?
 
- Результат и все ради результата. Остальное - прочь. Футзалисты должны были проявить свои индивидуальные качества только для общекомандной пользы.
 
- Взобраться на Говерлу в честь золотых медалей - это идея Гончаренко?
 
- Думаю, инициатива больше принадлежала руководству, чтобы поддержать командный дух. Когда команда собирается вместе и преодолевает какие-то трудности, она становится более сплоченной. Хотя у нас и так был прекрасный коллектив.
 
- Если мне не изменяет память, вы даже провели на Говерле символический матч...
 
- Если честно, поединок был слишком скоротечен - мяч постоянно улетал очень далеко (смеется). К тому же пройдя столько километров вверх, да еще сразу после отпуска, играть в футбол было нелегко. Хотя событие запомнилось на всю жизнь: покорили Говерлу, нам вручили медали, провели этот символический матч. Все получилось классно!
 
 

"КАК ГОВОРИЛ СТАНИСЛАВ ГОНЧАРЕНКО, КОМАНДА БЫЛА ИНФИЦИРОВАНА"

 
 
- После второго чемпионства Тайма в команде все пошло наперекосяк. Свою лепту опять внесли проблемы с финансами?
 
- Тогда все было совсем по-другому, нежели годом ранее. Да, задачи перед нами поставили, всем хотелось только медалей высшей пробы. Но как однажды сказал Станислав Александрович, команда уже была инфицирована. На первый план выходили клубные проблемы, шли закулисные переговоры насчет объединения с Энергией. Тем более в том сезоне уже ввели чемпионский плей-офф, и за результат в регулярной части особо никто не переживал. В результате на деле было больше разговоров, нежели качественного отношения к делу.
 
- Тем не менее, на Кубок УЕФА Тайм все-таки собрался...
 
- Да, прошли основной раунд, затем была группа элитного раунда. Сначала мы проиграли, но затем тренер хорошенько встряхнул нас, и на следующий день мы провели прекрасный матч с Бенфикой. Несмотря на травмы, до последнего счет был 1:1, и пропустили мы лишь на последних секундах в пустые ворота...
 
Однако это все - отдельные эпизоды. Если брать в общем, уже в том сезоне Тайм стал совсем другой командой с приоритетами не игрового характера.
 
- После расформирования Тайма и объединения с Энергией не было других вариантов, кроме как остаться во Львове?
 
- Когда переходил из Энергии в Тайм, проскакивали мысли сменить обстановку. Но на момент объединения коллективов, имея за плечами столько памятных моментов и достижений, о других вариантах и речи не шло. Это было как само собой разумеющееся. Тем более в середине сезона очень тяжело сменить команду.
 
Также большую роль играл тот факт, что объединенный коллектив должен был возглавить Станислав Гончаренко. А значит, не приходилось все начинать с нуля. В общем, решение принялось очень просто.
 
- Не учитывая ситуации с трансферами из Энергии в Тайм и обратно, был ли у вас момент в карьере, когда вы рассматривали реальную возможность поиграть за границей...
 
- Если говорить о топ-чемпионатах, то нет. А предложения с остальных стран я и не рассматривал. Ведь нет смысла переходить в чемпионаты слабее украинского. Здесь даже не финансы играли роль, а сугубо игровая составляющая.
 
- Полагаю, уже тогда понимали, что во Львове закончите свою карьеру...
 
- Да. После объединения в Энергии собралась замечательная команда, все ребята были буквально в расцвете сил. И в этом сочетании хотелось доказать, что мы - сильнейшие, порадовать болельщиков достижениями. Да и в финансовом плане все устраивало.
 
- Даже когда Энергия ковала свое последнее на данный момент чемпионство, львовян часто критиковали за перевес в сторону опытных игроков и недостаток перспективной молодежи. Чувствовалось?
 
- По истечении определенного периода - да. Если бы в каждом сезоне делалось обновление команды молодыми игроками, то процесс прошел бы незаметно. Постепенно сформировалась бы другая команда. А так в последнем сезоне нам игралось намного тяжелее, чем ранее, ведь сразу полсостава было уже в возрасте... Однако все сводится к результату, и, возможно, тренера просто не хотели рисковать. Поэтому предположим, что попытки к омоложению были, однако поставленные задачи никто не отменял.
 
 

"КОСЕНКО СТАЛ ЗАЛОЖНИКОМ СИТУАЦИИ"

 
 
- Когда стало известно об уходе Гончаренко, команда не пыталась предпринять что-то со своей стороны, чтобы наставник остался?
 
- Этот вопрос решался полностью "наверху", и перед одной из тренировок нам только объявили, что Гончаренко больше не тренер, а Николай Анатольевич (Сыч. - прим. авт.) будет "и.о.". Перед ним поставили задачи, и в случае их выполнения он мог остаться у руля.
 
- Как считаете, в дальнейшем у Гончаренко были перспективы во Львове, или, как говорится, тренер исчерпал себя?
 
- Он был очень заслуженным человеком для Львова, поэтому мог спокойно оставаться дальше. Но решение принимал сам Станислав Александрович. На мой взгляд, этот тренер только для топ-команд. А во Львове кроме Энергии таких не было.
 
- Приход в команду Александра Косенко можно назвать началом новой эры в истории клуба?
 
- Возможно. Хотя старт тренерской карьеры для Косенко получился нелегким. Он стал заложником ситуации, которая на то время сложилась в клубе (сезон уже подходил к концу, и "энергетики" наконец-то решили взять курс на омоложение). Но Александр Петрович отработал по максимуму, выиграл Кубок Украины, а в плей-офф уступил будущему чемпиону - Локомотиву... Но, в общем, я согласен, что в истории Энергии начался новый период. Если бы Косенко остался, и состав немного обновили, то львовяне точно боролись бы за "золото".
 
- Что изменилось в Энергии с приходом Косенко?
 
- За год, когда меняется три тренера, какие-то новации тяжело выделить. Косенко изменил философию игры, переформатировал тренировочный процесс. Александр Петрович исходил из того, что имел. В Энергии явно наблюдался дисбаланс опыта, поэтому тренер старался компенсировать это с помощью других качеств. Результат, как говорится, на табло, но я считаю, что нашему прежнему составу нужно было время, чтобы лучше сыграться и сделать сплав молодости и опыта более прочным.
 
- Сделать вас пятым полевым - это инициатива Косенко?
 
- Мы отрабатывали подобную схему и раньше, но с мыслями применять только в концовке по счету. Однако зимой состав Энергии ослаб еще больше, когда Львов покинул Денис Овсянников, и пришлось более активно внедрять подобную тактику. Хотелось иметь неплохой козырь перед финальной стадией кубка и плей-офф чемпионата. Да, если бы команда состояла из 14-ти равноценных полевых игроков, то, возможно, такая схема и не понадобилась бы. Но когда нас было 8-9 человек, а в конце сезона еще и Дима Бондарь травмировался, то для достижения результата без активного подключения пятого полевого было просто не обойтись.
 
 

"РЫВКИН ПРЕДЛАГАЛ ПОЕХАТЬ НА ЕВРО-2014 В КАЧЕСТВЕ АССИСТЕНТА"

 
 
- Будучи одним из лидеров Энергии, после Евро-2012 вас практически не вызывали в сборную Украины. Если бы не вызов от Евгения Рывкина на матчи плей-офф отбора Евро-2014, наверняка Валерий Легчанов уже никогда бы не одел "сине-желтую" футболку?
 
- Для меня это была приятная неожиданность, ведь в начале года я никак не ожидал получить приглашение от Рывкина. Тем более что последний раз я играл за сборную еще в 2012-м, но потом получил тяжелую травму колена, не поехал на ЧМ-2012... Но в результате мы прошли Венгрию в квалификации, а потом я еще ездил в составе сборной на товарищеские матчи в Италию. Мы были в хороших отношениях с Евгением Семеновичем, поговорили на эту тему и все разобрали. Честно говоря, Рывкин предлагал мне поехать на Евро-2014 в качестве ассистента.
 
- В групповом турнире ЧЕ сборная Украины вышла из группы с разницей мячей 1-0, а общая разница голов "сине-желтых" составила 2-2. Нонсенс?
 
- На мой взгляд, наша команда тогда выбрала правильный вектор. Не подумайте, что я хочу заступиться за футзалистов или тренерский штаб. Тогда команда Рывкина целенаправленно готовилась показать свою мощь именно в плей-офф, где зачастую в соперники попадается топ-сборная.
 
- У Рывкина был свой козырь в рукаве?
 
- Еще в товарищеских матчах в Хорватии и в Италии отрабатывалась конкретная игровая модель, которая дает результат и в харьковском Локомотиве. Евгений Семенович выбрал такую тактику, которая реально позволяет обыгрывать сильнейших, а не надеяться на случай или кураж вратаря. В результате все видели счета спаррингов с итальянцами (с которыми, заметьте, мы сыграли две игры) и хорватами. И учитывая кадровый потенциал сборной во время Евро-2014, украинцам было по силам побороться за медали.
 
- Тем не менее, зрелищностью пришлось пожертвовать...
 
- Да, можно понять болельщиков, которые рассчитывают на шоу и массу голов. Но ведь хочется видеть и победу. Перед главным тренером была поставлена цель, к достижению которой он шел выбранным путем. Честно говоря, я тоже пошел бы именно такой дорогой. В сборной Украины нет натурализованных бразильцев, мы опираемся исключительно на своих футзалистов. А это - квалифицированные исполнители, которые могут выполнить немалый объем работы и добыть результат. Понятно, всегда хочется созерцать голы, но в данном случае такова была стратегия, и она была правильной. Однако в спорте нельзя все рассчитать, и обидные голы не позволили нашим ребятам зацепиться за путевку в полуфинал.
 
- Почти все матчи в сборной Украины вы провели под руководством Геннадия Лисенчука. Кем он был для вас: сильным тренером, психологом или просто менеджером?
 
- Из всех тренеров, с которыми я работал, лучшего мотиватора не найти! Во времена, когда сборная жила буквально на копейки, а обеспечение в клубах было гораздо лучше, Геннадий Анатольевич делал так, чтобы футзалисты искренне сражались за честь флага. Он всегда находил те слова, за которые ты готов умирать на поле.
 
- Это было его фишкой?
 
- Да. После установки Лисенчука ты был сильнее бразильца (смеется)! Что касалось морального подъема, то никто не мог сравниться по этому показателю с подопечными Геннадия Анатольевича.
 
- Помните яркий пример?
 
- Взять тот же матч с Румынией в квалификации на Евро-2010, когда мы в гостях сыграли с ними 2:2. Тогда не то, что тренера или вратаря, а рядом стоящего человека не было слышно! Атмосфера - просто сумасшедшая, болельщики буквально висели над полем, весь матч пели гимн. Попробуй выдержать такое... Но Украина выстояла, и во многом благодаря настрою Лисенчука перед матчем и в перерыве. Наставник сумел сделать так, чтобы мы выглядели настоящим монолитом.
 
Еще можно припомнить матч с прямым конкурентом за выход из группы на ЧМ-2008 - Гватемалой, которая тогда выглядела очень прилично и сбалансированно. Если не ошибаюсь, после первого тайма было 1:1. Но в перерыве Лисенчук опять нашел нужные слова, сделал некоторые изменения, и мы смели гватемальцев - 5:2. А дальше, на подъеме, сыграли с Аргентиной - 2:2, и заняли первое место в группе.
 
- Складывается впечатление, что у Геннадия Анатольевича прям дар ораторства...
 
- Да, у него никогда не было пауз в речи, и за словом в карман Лисенчук не лез. Честно говоря, этот тренер обладал таким арсеналом, что можно было конспектировать (смеется). И также было важно, что Геннадий Анатольевич никогда не показывал подопечным, что он нервничает, переживает или попал "в запару".
 
- Когда Лисенчук покинул сборную, как расценили этот шаг?
 
- Мне кажется, он ушел как раз вовремя, а не после какого-то провала или скандала. При нем сборная всегда была среди сильнейших.
 
- До этого Лисенчук руководил национальной командой Украины около 20-ти лет, и многие утверждают, что руководил бы еще столько же. Как думаете, что заставило его покинуть тренерство и пост президента АМФУ?
 
- Наверное, футзальной общественности как никогда захотелось кардинальных перемен, после которых все надеялись увидеть сборную в новом образе.
 
 

"ГЛАВНОЕ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА СБОРНОЙ - ОПРЕДЕЛИТЬ САМОЕ ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ"

 
- Совсем скоро уже вы станете одним из тренеров сборной Украины. Как готовитесь к новой должности кроме морального настроя?
 
- После окончания сезона прошло всего пару недель (разговаривали мы с Валерием в конце июня. - прим. авт.), и хочется отдохнуть. Тем более в отпуске я стараюсь вообще не думать о футзале, чтобы ощутить чувство так называемого спортивного голода. Поэтому сейчас я не просматриваю какие-то матчи, даже свои последние.
 
- Как видите свою работу вместе с Косенко?
 
- Думаю, он предоставит мне конкретные задания в определенном направлении. Но сейчас сложно что-то представить.
 
- Зная специфику работы Косенко, можете предположить, как изменится сборная Украины?
 
- Мне кажется, не стоит об этом говорить, потому что работа в клубе и в сборной - совсем разные вещи. В сборной нужно быть в основном мотиватором для игроков, которые приезжают на три-четыре дня. И ты не будешь учить их играть в футзал. В первую очередь тренеру национальной команды надо уметь сделать правильный выбор, чтобы определить самое оптимальное сочетание состава.
 
- Многие футболисты, начиная тренерскую карьеру с практики, сразу стараются наверстать и теорию. Вас не посещала мысль податься на тренерские курсы?
 
- Думаю, на первом сборе в сентябре мы более детально определим планы на будущее, после чего будет видно. Но если брать в общем, то теперь свободного времени у меня появилось гораздо больше, так что почему бы и нет?