Валерий Легчанов: "Кобзарь часто говорил: "Чемпионат Украины - это болото" (часть 1)
Экс-капитан львовской Энергии и нынешний помощник главного тренера сборной Украины дал большое эксклюзивное интервью ПЕРВОМУ ФУТБОЛЬНОМУ.
Еще в конце мая Валерий Легчанов боролся за золотые медали чемпионата Украины... Но не прошло и месяца, как экс-капитан львовян решил взяться за тренерское ремесло, став помощником Александра Косенко в национальной сборной. Сам же Валерий лишь привыкает к новой должности, поделившись с нами мыслями о новом шаге и рассказав немало интересного о прошлом.
"ГОД ХОТЕЛ ГОД ОТДОХНУТЬ, НО КОСЕНКО ПОСОВЕТОВАЛ НЕ ЗАСИЖИВАТЬСЯ"
- Валерий, недавно вы объявили о завершении карьеры. Сами осознаете, что завязали окончательно и бесповоротно?
- Да, потому что это решение было не спонтанным. Я давно раздумывал над этим, и вот пришло время.
- Что заставило принять решение об окончании карьеры?
- Все к этому шло. Я всегда говорил, что не буду доигрывать, пока могу передвигаться по паркету. Силы уже не те, да и молодежь подпирает... Кроме этого всегда хотелось играть в топ-команде и бороться за высшие места, а не просто бегать в удовольствие.
- Во сколько почувствовали себя ветераном отечественного чемпионата?
- По правде говоря, я никогда не думал о статусе "ветеран". Но в последнее время украинский футзал стал так быстро меняться, много команд исчезло, а масса игроков осталось без работы, что я внезапно оказался в рядах бывалых бойцов.
- Максим Павленко в последнем сезоне выступал в Энергии, как играющий тренер. Вам не хотелось побыть еще некоторое время в такой роли?
- У меня уже был подобный опыт выступлений еще в начале карьеры в Титан-Заре из Покровского. Однако тренерство - весьма неблагодарное дело. Нужно быть настоящим фанатом футзала, чтобы все выдерживать и переживать. А должность играющего тренера дает больше минусов, чем плюсов. Пребывая на поле, много не замечаешь. И когда игра складывается не по твоему сценарию, играющему тренеру тяжело что-то изменить. Обычный наставник со скамейки запасных видит гораздо больше.
- Как возник вариант с работой в сборной?
- Мне поступило предложение от президента АФУ Сергея Владыко стать помощником главного тренера сборной Украины. Этому поспособствовал Александр Петрович Косенко, под руководством которого я последний сезон работал в Энергии. Думаю, у нас обязательно что-то получится.
- Не страшно сходу прямо в сборную?
- Честно говоря, больше инициативы в данном вопросе исходило от руководства. Сам же я хотел отдохнуть от футзала полгода или год. Однако Александр Петрович посоветовал не засиживаться, а начать тренерскую карьеру как можно раньше, чтобы получить больше практики.
"ПОЛУЧИЛ ШАНС В ЗАПОРОЖСКОМ ДСС, НО КЛУБ НЕ СМОГ РЕШИТЬ ВОПРОС С АРМИЕЙ"
- Вы отдали Энергии больше 10-ти лет, отыграв за зелено-белых около 200 матчей. Не спорите, когда фамилию Легчанов ассоциируют только с этим клубом?
- Думаю, это неоспоримый факт (улыбается). Почти 11 лет я провел по Львове, и лишь из-за решения руководства Энергии мне пришлось перейти в Тайм. Однако там моя карьера продолжалась недолго, всего два года, которые тоже запомнились на всю жизнь. Да и клубы между собой очень дружили, поэтому дальнейшее объединение не стало чем-то невероятным. В общем, я очень доволен, что все так сложилось, и что мое имя ассоциируется именно с этим клубом.
- Можете припомнить тройку самых памятных моментов в зелено-белой футболке?
- Думаю, прежде всего, надо выделить первое чемпионство Энергии. Особенной изюминкой в том сезоне стал матч с донецким Шахтером накануне Нового года. Донетчане всегда были неоспоримым лидером, но мы сумели отыграться с 0:3 и вырвать победу - 4:3! Именно в тот момент команда поняла, что действительно может взять чемпионство. И весной мы сделали рывок, выиграв "золото" с приличным отрывом. При этом за первое место была недюжинная конкуренция не только со стороны Шахтера, но и Интеркаса.
Также нельзя забывать и первый Кубок Украины. Хотя мы и не считались фаворитами, однако в "Финале восьми" уверенно разобрались с сильными соперниками (среди которых был и Шахтер). Команда очень мощно провела тот отрезок, учитывая факт, что мы целую неделю просидели в Харькове перед решающей стадией.
Ну и, конечно же, чемпионат мира в Бразилии 2008-го года. Это было в лучшие годы моей карьеры в Энергии. Поездка на такой турнир несопоставима ни с чем! Думаю, и на ЧМ-2014 тоже творилось что-то подобное, но в других масштабах. Но даже на уровне футзала было видно, что в Бразилии все просто больны футболом.
- Каким образом, играя в клубах востока страны, вы в начале 2000-х вдруг оказались во Львове?
- В 20 лет меня пригласили в запорожский ДСС. Я прошел сборы, уже подписал контракт с клубом, но потом на первый план вышел очень тонкий нюанс: запорожцы не могли решить мой вопрос со службой в армии. Тогда я еще учился в институте, и при переходе в ДСС все студенческие привилегии нивелировались... Однако, на мой взгляд, тогда свою роль сыграло какое-то недопонимание. Думаю, если бы ДСС были во мне заинтересованы, то вопрос мог бы решиться. А так никто ничего не делал, потом начался чемпионат, все затянулось...
- И как же в вашей судьбе появилась Энергия?
- Во время моего последнего сезона в Титан-Заре матчи финальной пульки в первой лиге проводились во Львове и Харькове. Мы играли во Львове, и "энергетики" просматривали матчи лучших перволиговых клубов как у себя дома, так и на харьковской площадке. Так искалась свежая кровь, и по окончании финальной серии ко мне подошел вице-президент Энергии Владимир Васильевич Фелишин и предложил попробовать себя в его команде. Вот так все и началось.
- Статус и географическая принадлежность клуба имели значение, или главным была высшая лига?
- В первую очередь хотелось доказать себе, что я способен реализоваться на высшем уровне. Тем более это происходило во времена больших побед сборной Украины, когда наша команда дважды кряду - в 2001-м и 2003-м брала серебряные медали чемпионата Европы. На этом подъеме хотелось заявить о себе. Тем более именно во Львове начался настоящий мини-футбольный бум. После Энергии образовались Тайм, ТВД, в городе было четыре-пять команд. Люди хотели развивать этот вид спорта. А вот на востоке с энтузиазмом было похуже. Запорожье уже было не то, и активностью отличался только донецкий Шахтер. А сразу очутиться в Шахтере - это нецелесообразно, ведь в такие клубы надо попадать через трамплин.
Переход же в Энергию был естественным шагом. Тогда это была команда с амбициями, которая сначала ставила перед собой цель взять медали, а потом замахнулась и на самые высокие места. В результате после 2005-го года кроме сезона, когда "энергетики" слились с Таймом, Энергия ни разу не оставалась без медалей.
"ОДНАЖДЫ В ПЕРВОЙ ЛИГЕ Я ЗАБИЛ СЕМЬ МЯЧЕЙ. СТОЛЬКО И В ЧЕМПИОНАТЕ РАЙОНА ЗАБИТЬ СЛОЖНО"
- В начале 2000-х пропасть между высшей и первой лигой была гораздо больше, нежели сегодня?
- Между командами высшей и первой лиги всегда была очень большая разница. Но если говорить об уровне турниров, то здесь надо отметить другое. В элитном дивизионе первые две-три команды всегда держались вдалеке от остальных, опережая тех в росте на одну-две головы. Тот же Шахтер, Интеркас, одно время одесский Локомотив по уровню был гораздо выше команд не только первой лиги, но и конкурентов по "вышке". И только ближе к 2010-му состав участников немного выровнялся. Теперь отобрать очки у лидеров может каждый.
- В вашей карьере был момент, когда вы были очень близки к высшей лиге с тем же Бересфордом или Титаном-Зарей?
- С первого раза Титан вышел в финальную часть первой лиги, и после завоевания четвертого или пятого места нам предлагали повыситься в классе. Однако клуб не потянул бы такой уровень. Скамейка запасных была очень короткой, да и футболисты были лишь полупрофессионалами, у которых футзал не являлся основным занятиям в жизни. Так что пришлось отказаться.
- Разочаровались, когда Титан-Заря пару лет назад также отказался от выступлений в Экстра-лиге?
- Было бы здорово, если бы они хотя бы на год подарили Покровскому высшую лигу. Команда тогда подобралась хорошая, Александр Юзик - квалифицированный тренер. Да и сама игра в их исполнении была содержательной. Думаю, в том составе клуб точно не стал бы мальчиками для битья.
- С Юзиком вы пересекались еще в Будивеле, но там провели всего две игры. Почему не удалось заиграть в составе "строителей"?
- Наше сотрудничество с Будивелом держалось лишь на устных договоренностях, я не подписывал никаких контрактов. Честно говоря, у меня все упиралось в финансовые условия. Отца у меня давно нет, надо было учиться в университете... А там я раз поехал на выезд за свой счет, затем еще раз. Александр Дмитриевич же не мог объяснить суть всей ситуации. А с руководством я не говорил напрямую, чтобы продолжить сотрудничество на нормальных условиях.
- За период выступлений в первой лиге в памяти отложился случай, который выходит за рамки логики?
- Честно говоря, ничего экстраординарного уже не припомню... Хотя однажды было чему удивиться, когда в одном матче за Бересфорд я забил семь голов (улыбается)! Мы играли то ли с Херсоном, то ли с Николаевом (честно говоря, уже не помню). Такое количество я у себя в чемпионате района никогда не забивал (смеется). Прорвало, так прорвало.
"ПОРОЙ СПОРЫ НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У КОБЗАРЯ ПЕРЕРАСТАЛИ В СКАНДАЛ"
- Какой была Энергия начала 2000-х? Есть смысл сравнивать ее с нынешней Энергией?
- Тогда, в начале прошлого десятилетия, мы были очень голодны к большим победам. В последнее же время команда в большей мере состояла из опытных футболистов, которые представляли готовый сформированный коллектив. Тренеру оставалось только держать ее в тонусе и поддерживать взаимопонимание между наставником и футзалистами. Сильно объяснять ребятам, как играть в футзал, просто не было смысла. Ведь вместе мы прошли и Крым, и Рим... В общем, в начале своего пути зелено-белые достигали результата в основном за счет желания. Сейчас же это делается на опыте.
- Завоевание золотых медалей удалось осуществить лишь с приходом на пост главного тренера Юрия Кобзаря. Это можно назвать ключевой составляющей успеха?
- Возможно, ведь сам Юрий Иванович вскоре после появления во Львове говорил, что у нас хорошо подобранный коллектив. В то межсезонье к нам присоединился только Сергей Якунин. А так команда была очень сплоченной и сыгранной, и Кобзарь начал смело говорить о борьбе за чемпионство. Реально же нам помогли опыт и тренерская мудрость наставника. В "золотом" сезоне мы немало поединков выиграли с разницей в один мяч. Да, порой нам сопутствовала Фортуна, но постоянно везти не может.
Тем более дистанция была очень длинная, несравнима с нынешним чемпионатом. Команда провела 26 матчей в регулярной части, а потом 10 матчей в финальной стадии. 36 матчей, из которых мы выиграли 31, а проиграли лишь пять. К тому же из этой пятерки неудачными были три последних встречи, которые уже ничего не решали. И выходит, что в основном отрезке из 33-х игр мы уступили только дважды. Данное достижение говорит о многом. При этом ребята не говорили о золотых медалях, а просто двигались от матча к матчу. В результате все вышло очень здорово.
- Что не получалось у предыдущего тренера Тараса Вонярхи?
- Мне кажется, в случае с Тарасом Васильевичем вся проблема лежала в плоскости отношения с руководством. Тренер выполнил поставленные задачи, Энергия впервые в своей истории заняла второе место. Но внезапно возникло какое-то недопонимание, и во время нашего отпуска нам объявили о назначении Кобзаря.
- Что Кобзарь в первую очередь поменял в команде?
- Появились тактические разборы игровых эпизодов, а не всего матча целиком. К примеру, при Вонярхе мы полностью смотрели весь матч, разбирали некоторые моменты. А вот с Юрием Ивановичем мы начали конкретно фокусироваться на необходимых нюансах. Тренер делал вырезки из поединка, и мы могли один эпизод разбирать по полчаса! Порой доходило до споров, которые перерастали в скандал (смеется). У нас уже тогда было много опытных ребят, которых перестроить было весьма непросто... Однако всегда удавалось найти общий знаменатель, и договаривались в любых обстоятельствах (даже если игра "не идет") придерживаться задумки. В общем, Юрий Иванович немного продвинул нас тактически и дал понять, что в игре все надо делать по ранее обговоренной схеме, а не как душа желает. Тогда появляется и сыгранность, и уверенность.
- Когда Кобзарь перешел во Львов, то говорил, что надо усиленно поработать над игрой в обороне. В свете этого у тренера были к вам особые пожелания или замечания?
- Очень много Юрий Иванович общался как со всей командой, так и индивидуально с каждым. Дискутировали на всякие темы, но уже со второго сбора Кобзаря в Трускавце мы начали работать над обороной. Не зря уклон был сделан на защиту, ведь в предыдущем сезоне у нас случалось немало матчей, когда мы выигрывали - 3:0, а заканчивали 3:3 и т.п. Поэтому тренеру хотелось добавить немного прагматизма, чтобы люди научились играть по счету. Надо смотреть не только в графу "забитые мячи". А для этого стоит играть с холодной головой, а не за счет эмоций.
- А что касается лично вас?
- Юрий Иванович и мне уделял немало внимания, ведь в те времена я был связующим звеном при переходе из обороны в атаку. Особенно много дискуссий было вокруг прессинга: он и не запрещался, но прессинговать должны идти все вместе. А не так, как во дворе.
- Некоторые бывшие подопечные Кобзаря рассказывали, что у него все тренировки довольно однообразны и со временем оттачиваются до автоматизма. Тогда было так же, или на дефицит разнообразия не жаловались?
- Разнообразие появилось, когда нам удалось выехать за границы Украины. Добыв чемпионство, мы почувствовали, что такое игра Бенфики. Также поездка на элитный раунд в Екатеринбург дала свое. После таких моментов появлялось что-то новое. А так ничего особенного, ведь и сам Юрий Иванович часто говорил: "Чемпионат Украины - это болото. Можно так загрузнуть, что не выберешься" (улыбается).
- Полагаю, новации в рабочем процессе появились только благодаря энтузиазму Кобзаря...
- Сразу же после его появления Энергия отправилась в Москву на серию спаррингов. До этого летом игрались матчи только с нашими командами: Шахтер, Интеркас, Енакиевец... А "товарняки" с заграничными клубами давали возможность по-настоящему определить, чего ты стоишь, выявить недостатки. Это совсем другой уровень.
- Выезды за границу были самым главным принципом Кобзаря во время предсезонной работы?
- При нем в клубе началась перестройка, он менял наш подход к делу. Бывало такое, что даже после выигранного чемпионства мы ездили в Россию на турнир Dina Cup. Кобзарь старался делать все возможное, чтобы команда росла.
"ЛИШЬ В МАТЧЕ С БЕНФИКОЙ МЫ ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛИ, ЧТО ТАКОЕ ЗОННЫЙ ПРЕССИНГ"
- Второе "золото" под руководством Кобзаря - это было реально?
- Думаю, да. Но опять свою лепту вносили неспортивные дела. Что ни год, то в Энергии случался какой-то конфликт. Согласен, подобные вещи не являются оправданием. Тогда же руководство клуба не отпустило меня и Сергея Якунина в лагерь сборной Украины. И нам впаяли дисквалификацию, которая не позволила принять участие в выездной игре с Шахтером. А добудь мы победу, Энергия осталась бы в чемпионской гонке... И хотя до конца чемпионата оставалось немало, но в психологическом плане команда надломилась.
- Чувствовалась нездоровая обстановка в клубе?
- У каждого была своя правда, а крайними остались футзалисты. В итоге задача оказалась не выполнена, и впечатление от второго сезона Кобзаря получилось скомканным. Хотя, что касается сыгранности, опыта и мастерства, то Энергия была сильнее своего чемпионского образца годичной давности. Тогда мы выехали на горящих глазах, а теперь уже брали свое за счет высокого уровня.
- Искать оправдание в дебютном выступлении в Кубке УЕФА нет смысла?
- Нет, потому что над нами не висел груз ответственности за результат. Прошли в элитный раунд - молодцы. Дальше получится - хорошо, нет - никто ругать не станет. Тем более турнир растянутый, несколько этапов за три месяца не забирают много сил. Это же не большой футбол с графиком "матчи через три дня на четвертый". К тому же вспомните, тогда и в основном, и в элитном раунде мы выступили достойно, а вернувшись домой из Екатеринбурга сумели вклиниться в чемпионскую гонку. Поэтому что касается физической готовности, то нам было по силам замахнуться на второе чемпионство.
- В основном раунде Энергия встречалась со знаменитой Бенфикой. Однако 2:2 показали, что не так страшен черт, как его малюют...
- В принципе, ту игру можно поделить на несколько составляющих. В первые минуты мы просто не понимали, что происходит на площадке. Ведь раньше против нас так никто не играл: Бенфика отменно использовала зонный прессинг, а не привычную нам игру "один в один". Поэтому мы немного запутались, и пока разобрались, дважды пропустили. Затем же на своем славянском "авось" достали шашки, начали играть в наглый футзал, и под конец тайма удалось сравнять счет. А я еще и 10-метровый не забил...
Во втором же тайме португальцы играли грамотнее, не лезли в мясорубку. А мы с горящими глазами схлопотали два удаления, что потом сказалось на дальнейших матчах элитного раунда. Хотя с группы выходили две команды, и нам особо нечего было волноваться за путевки в следующий этап. А так - две красных карточки, и в матче с ВИЗ-Синарой Энергии недоставало двух ключевых игроков.
- После этого взяли что-то себе на вооружение из арсенала Бенфики?
- По возвращении домой мы не раз разбирали ту игру, задаваясь вопросами типа "как люди могут не бежать со своим игроком?" Тогда, в 2007-м у португальцев было чему поучиться.
- Если бы не потери из-за красных карточек, Энергия могла бы на равных тягаться с ВИЗом?
- Если ты не видел игру, а судишь о результате по счету - это одно. Но на самом деле в первом тайме мы просто не могли поднять голову. Да, определенные моменты у нас имелись. Однако разница в классе команд была огромная. Все-таки чемпионат России гораздо сильнее нашего, тем боле Синара играла у себя дома. И мы еще должны сказать большое спасибо вратарю Игорю Киркижу за то, что не получили в свои ворота больше.
Во второй части интервью читайте, как Легчанов вместе с Гончаренко Говерлу покорял, почему Валерий не захотел выезжать за границу и каким образом Лисенчук делал своих подопечных сильнее бразильцев.
Фото Action Images, fctime.lviv.ua, kremensport.com, mfk-lokomotiv.com